Восстановление блока цилиндров чаще совмещают с капитальным ремонтом двигателя.
Иногда решение о ремонте цилиндропоршневой группы (ЦПГ) принимается по результатам диагностики. Бывает, что сильный износ замечают, например, при замене прокладки блока цилиндров.
Массивные детали изготавливаются из чугунных и алюминиевых сплавов. Современным облегченным конструкциям более свойственно применение алюминия.
Цилиндры блока растачиваются непосредственно в теле блока либо в него вставляются гильзы (втулки). Они делятся на сухие и мокрые. Сухие запрессовываются в БЦ. Мокрые свободно вставляется и герметизируется уплотнительными кольцами. Они более применимы в моторах грузовиков, спецтехники.
Гильзы цилиндров омываются охлаждающей жидкостью. Она движется в полости (т.н. «рубашке» охлаждения). В стенки блока запрессованы предохранительные пробки, которые предохраняют деталь от разрушения.
В блоке проходят каналы масляной системы.
В блоке выполнены коренные опоры. В них вставляются подшипники скольжения и укладывается коленчатый вал. Он притягивается крышками, в которых также расположены подшипники (вкладыши).
Наиболее частая неисправность БЦ - это износ внутренней поверхности цилиндров. В процессе эксплуатации стенки цилиндров увеличивают свой размер.
Износ происходит неравномерно. Появляется эллипсность, конусность поверхности Поршневые кольца, которые тоже изнашиваются, не могут уплотнять пространство между стенкой цилиндра и поршнем.
Если износ цилиндров незначительный, ремонта блока цилиндров можно избежать. Ограничиваются заменой колец. Износ цилиндров выше допустимого значения вынуждает к ремонту бц.
Коробление поверхности на стыке с ГБЦ имеет допуск. Плоскостность сопрягаемых деталей необходима для надежной герметизации. Требование стало особо актуальным на современных ДВС с тонкими и жесткими прокладками.
Аварийные случаи
При перегреве двигателя поршень расширяется, и сухое трение задирает поршень и втулку.
Выход поршневого пальца — результат плохой сборки. Если незакрепленный палец выходит из поршня, он буквально «фрезерует» гильзу цилиндра, нарезая в ней глубокие выточки.
Для монолитных блоков и сухих гильз применяется расточка блока цилиндров под ремонтный (увеличенный) размер поршня. После расточки гильзы хонингуют. С помощью хонинговального станка наносятся частые, наклонные в двух направлениях риски. Они удерживают необходимый слой смазки, а также заставляют поршневые кольца вращаться. Это способствует равномерному износу ЦПГ.
Плоскость под головку блока при необходимости фрезеруется. Величина снятия металла ограничена заводскими требованиями. В зависимости от выступания поршней из БЦ, по высоте ГБЦ выбирается толщина прокладки соединения.
Высокоточные станочные работы требуют чистоты обрабатываемой детали. Поэтому производят тщательную мойку блока цилиндров .
Описанные аварийные случаи требуют индивидуального подхода. Значительно деформированные втулки цилиндров меняются на новые. В случае с сухой гильзой этот более сложный процесс называется перегильзовкой.
Есть и другие причины, по которым проводится ремонт блока цилиндров двигателя.
В этой статье мы перечислили не все.
Большим опытом обладают мастера московского автоцентра «Другой сервис». В сочетании с глубокими знаниями и высокоточным оборудованием это дает высокое качество работ.